Когда серьезные люди, заседающие в администрациях глав государств, парламентах и правительствах Европы говорят, что изменение границ — это что-то недопустимое, они лукавят.
Вся история Европы на протяжении тысячелетий была непрекращающейся чередой возникновения и исчезновения государств, войн и перекройки границ. Почему в 21-м веке должно быть как-то по-другому, объяснить никто не сможет. С тех пор, как один сын первых людей убил своего родного брата, просто так, из зависти, люди же не стали относиться друг к другу лучше. Почему же отношения между государствами, которые суть не что иное, как сообщества людей, должны измениться в лучшую сторону?
Наши прадедушки и прабабушки, которые родились в Днестровско-Прутском междуречье в начале 20-го века и отошли в мир иной в конце столетия, успели пожить в Российской империи, Молдавской Демократической Республике, Королевской Румынии, Молдавской ССР, снова в Румынии, снова в СССР, и наконец, в независимой Республике Молдова. За свою жизнь они могли ни разу не выехать за пределы своего села, но при этом пожили в восьми государствах. Помню, когда в начале 80-х начали умирать один за другим генеральные секретари ЦК КПСС, моя бабушка спрашивала «А кто сейчас царь?».
Международно признанные границы РМ были нарисованы Сталиным в 1940 году. Южную и северную части Бессарабии он «отписал» Украине, а к оставшейся части присоединил кусок находившейся на левом берегу Днестра Молдавской автономии из состава Украины. В результате развала СССР Молдова получила международно признанную независимость. От самой Молдовы при этом откололась «Приднестровская Молдавская Республика», которая тоже провозгласила себя независимым государством, но его независимость международным сообществом не признана.
После распада СССР на его бывшей территории насчитывалось четыре «замороженных конфликта» — два в Грузии (Абхазия и Южная Осетия), один в Молдове (Приднестровье) и Нагорно-Карабахский. После 2008 года об урегулировании конфликтов в Абхазии и Южной Осетии никто уже не говорит. В 2014 году Россия включила в свой состав Крым, который Украина считает своим. В 2020 году Азербайджан при поддержке Турции военным путем «урегулировал» конфликт вокруг Нагорного Карабаха. В 2022 году Россия признала независимость самопровозглашенных республик на Донбассе, который Украина считает своей территорией. Ситуация вокруг Приднестровья пока относительно спокойная, но это не значит, что наш регион не может стать следующим очагом напряженности и передела границ.
Сегодня все ключевые посты в молдавской власти занимают граждане Румынии, которые провозгласили курс на евроинтеграцию. Большинство этих людей — латентные, а некоторые и открытые унионисты, готовые, если и когда для этого сложатся благоприятные условия, проголосовать за присоединение Молдовы к Румынии. Руководители Приднестровья — граждане России, и они выступают за прямо противоположную интеграцию, за вхождение этого региона в состав РФ. На фоне 30-летних пустопорожних разговоров про «реинтеграцию» самой Молдовы желающих установить по Днестру колючую проволоку хватает как в Кишиневе, так и в Тирасполе.
Басню про «нерушимость границ» в Европе придумали после того, как эта фраза была записана в Заключительный акт Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 году. Этот документ подписали 33 государства Европы плюс США и Канада. Сегодня в ОБСЕ входят 57 государств. При формально признаваемой «нерушимости границ» развалились СССР, Югославия и Чехословакия, объединились две Германии и продолжается «вторичный» распад бывших республик СССР и Югославии. Не все из формально независимых государств сумели подтвердить свою готовность и способность существовать в таком новом качестве.
На фоне конфликта России с Западом Грузия и Украина, вставшие в этом противостоянии на сторону Запада, де-факто потеряли свои территории. Запад, при всей политической, финансовой и моральной поддержке этих бывших советских республик не сумел не допустить такого плачевного для них развития событий.
Сегодня Румыния, США и ЕС прекрасно продвигают свои интересы в Кишиневе через полностью подконтрольную им, по сути, колониальную администрацию. Россия и Украина делают то же самое в Приднестровье. Вопрос на засыпку: а у нас, у молдаван, вообще есть какие-то свои интересы? Или весь смысл нашего существования в собственном государстве заключается только в том, чтобы заниматься бесконечной демагогией, есть, пить, петь и гулять, ездить на заработки за границу, а еще хвастаться перед соседом слева и завидовать соседу справа?
Дмитрий Чубашенко